Монограммы и вензеля для писем

Можно начать с того, что и монограммы, и вензеля долгое время являлись прототипом того, что сейчас принято называть фирменным знаком или логотипом. Они выполняли роль маркера для демонстрации перед всеми уровня значимости отправителя письма или документа, а также иных форм демонстрации статуса.

Монограмма – это особый знак в виде сочетания первых букв имени и фамилии человека, передающий личные качества и характер ее обладателя.
Монограмма может стать центральным элементом вашего персонального стиля и иметь различные способы использования, например, как в качестве метки на фамильных предметах или личной печати на бумажных письмах.

Как правило, визуально монограмма – это знак, составленный из соединенных между собой, поставленных рядом или переплетенных одна с другой начальных букв имени и фамилии или же из сокращения целого имени. И слово, и его значение было придумано древними греками и переводится как «буквы, соединенные в один знак» (моно — один, грамма — буква). 

Первые упоминания монограмм датируются 350 годом до н.э.: в то время они представляли собой сочетания букв из названий римских и греческих городов, которые чеканились на монетах. Со временем область использования монограмм расширялась, но их значение оставалось прежним – указание на богатство, принадлежность к властным кругам. Становилось популярным наносить монограммы на различные изделия как личного, так и семейного пользования:

  • медали и монеты;
  • ювелирные изделия, особенно фамильные реликвии;
  • рукописи, документы, книги, печати;
  • различное имущество, предметы интерьера, произведения искусства;
  • личные вещи: белье, одежду, обувь.
  • Нередко монограммами отмечали свои произведения творцы – художники, граверы, скульпторы, особенно если к моменту создания шедевра у них уже было громкое имя. Таким образом, роль монограммы утверждалась в качестве указания на принадлежность человеку посредством нанесения искусно выведенных инициалов – фамилии или рода.
Монограмма Первого Консула Французской Республики Наполеона Бонапарта (ещё не императора)

Виды монограмм

Изначально монограммы делились на одно-, двух- и трехбуквенные. Как не сложно догадаться, в первом случае использовалась одна лишь первая буква фамилии или имени, во втором – и то и другое, а в случае с трехбуквенной монограммой добавлялось отчество или название рода, причем в зависимости от размера буквы можно определить, что за часть имени в ней была зашифрована.

Наибольший расцвет монограмма получила в XVIII–XIX веках. Именно к этому периоду относятся и основные стили, в которых монограммы выполнялись:

  • классический, характеризующийся лаконичностью, преобладанием растительных орнаментов и геометрических фигур;
  • барокко – пышные, торжественные монограммы, богато декорированные животными мотивами; им присущи сложность композиции и затейливость маскировки букв;
  • рококо, пришедший на смену барокко, был более легким, а его декор – более абстрактным.

В более позднем периоде развития монограмм можно говорить о стилях модерн, неоклассицизм – но все же они не получили широкого распространения по сравнению с вышеперечисленными.

В зависимости от места использования монограммы можно было разделить на семейные, персональные и профессиональные, или монограммы компаний. Отдельным видом можно считать вензель: несмотря на визуальное сходство, область применения вензеля немного отличалась.

Вензель Николая Второго для генеральских погон

Вензель

Само слово «вензель» имеет польские корни и дословно означает «узел». Это довольно сложный вид монограммы, отличающийся витиеватостью узора, затейливостью переплетения букв, дополнительным декором. Пожалуй, больше всего сходства можно увидеть у вензеля с монограммой в стиле барокко. Вензеля чаще всего присутствовали на личных вещах высокопоставленных особ: ежедневниках, носовых платках, печатях. О высоте положения его владельца часто говорит используемая в оформлении корона, а также геральдические символы, нередко становившиеся частью вензеля какого-нибудь королевского рода. 

Сегодня ни вензель, ни монограмма не имеют такого широкого распространения, которым обладали в века расцвета монархии. Тогда ни один двор не мог обойтись без затейливых вензелей, украшая ими всё — от оград дворцов до самых интимных предметов гардероба. Тем не менее оба эти явления и вензель, и монограмма нашли свое место в современном мире. 

Императорский фарфор